VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Научные подходы к определению содержания понятия личности преступника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010201
Тема: Научные подходы к определению содержания понятия личности преступника
Содержание
     Введение
     Не существует такой сферы деятельности человека, где бы ни присутствовал психологический фактор. Вмешательство психологии в ту или иную сферу деятельности всегда облегчает и повышает ее эффективность. Психологические знания, в области девиантного (отклоняющегося) поведения людей, помогают специалисту (например, криминалисту, юристу, психологу) строить взаимоотношения с такими людьми, регулировать эти взаимоотношения, понимать мотивы их поступков и правильно оценивать их. Все больше мы осознаем мысль о том, что девиантная психология занимает особое место в системе подготовки не только психологов, но и перечисленных выше специалистов. Особое место в этой системе уделяется анализу психической и социальной деятельности личности человека.
     Тождество между понятиями «личность» и «человек» провести нельзя, ведь рождается – «человек», а из «человека» формируется - «личность». Современные отечественные психологи отмечают то, что личность - носитель психических качеств и свойств, которые формируются в течении всей жизни, в социально - значимых для него видах деятельности и поведения. Человек же - понятие общее, и представляет собой биосоциальную группу. Личность же формируется и функционирует в процессе взаимоотношений с другими людьми, в конкретной социальной среде, в процессе воздействия внешнего мира и различных психологических факторов. Последний (психологический фактор) же выражается непосредственно в мотивации, характере и поведении самой личности. Поведение же самой личности не всегда носит общепринятый, социальными нормами и сформировавшимися в том или ином времени обычаями, характер - здесь нужно сказать о «девиантном поведении». Д. И. Иванов выделил два уровня отклоняющего поведения: 
     1) Докриминогенный уровень: мелкие проступки; нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах; уклонение от общественно – полезной деятельности; употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику; другие формы поведения, не представляющие опасности.
     2) Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно – наказуемых деяниях.1
     Возникновение психических отклонений у личности – это связывающее звено между психологией и юриспруденцией. Огромную значимость в этой сфере занимает понятие «личности преступника».
     Проблема личности преступника, среди криминологических проблем, является одной из самых спорных и сложных. В разработку подходов к личности преступника внесли существенный вклад многие видные российские ученые: Ю. М. Антонян, Ю. Н. Блувштейн, Б. В. Волженкин, П. С. Дагель, А. И. Долгова, К. Е. Игошев, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. С.Лейкина, М. Г. Миненок, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров, В. Д. Филимонов, А. М. Яковлев и др.2
     В данной работе имеют интерес и труды зарубежных ученых, таких как Э.Ферри, Й. Галль, Ф. Вуазен, А. Лалеман, Винслоу, Б. Морель, А. Бертильон, Ф. Гальтон, А. Лакассань, Р. Гарофало, В. Маньян, Г. Тард, Ж. Пинатель и др.
     Изучение данных трудов, безусловно, предполагает большой интерес, поскольку в них выявляются общественные свойства и психические характерные черты личности преступников, представляющих различные криминологические типы.
     Борьба с преступностью «лежит» на плечах государства, тем самым гарантирует конституционные права и свободы человека и гражданина. Решение данной проблемы в особенности имеет вес в современном мире, когда осуществляемые социальные изменения в Российской Федерации, наравне с прогрессивными реформами, сопрягаются трудностями переходного периода, в том числе с значительным уровнем преступности. Отрицательные перемены форм преступности ведут к потребности исследования результативных мер борьбы с ней, повышения качества законодательного базиса и опирающейся на него практическую работу правоохранительных служб государства. На основе изучения авторских трудов по данной теме, в том числе многостороннего исследования, с положения психологии, субъекта преступного поведения, увеличится результативность правоохранительных работ. Из числа наиболее непростых и дискуссионных проблем в криминологии - это вопрос о самом представлении, что же значит «личность преступника», ведь в отличие от иных правоведческих дисциплин, оно в законе не упоминается. Отнюдь, оттенение преступников из социума выполняется на основе юридического аспекта, непосредственно - факта совершения личностью правонарушения. В то же время, накопленные психологические познания о злоумышленнике, призывают к систематизации и последующему углублению, на базе нынешней методологии психологии и концепций криминологии, и уголовного права. О актуальности изучения личности преступника в криминологии твердят монографические труды, а именно таких авторов как - В. П. Андреенковой, Ю. М. Антонян, Р. В. Бородина, В. Н. Бурлакова, А. Б. Сахарова, А. Р. Ратинова, Н. А. Стручкова. Важность заключается, в первую очередь, в том, что изучение преступника и его преступного поведения, со всех сторон, способен предоставить криминологический материал для последующей реализации предупреждения преступности. Актуальность проблемы личности преступника определена тем, что в отсутствии научных познаний о личности преступника, совершающего общественно опасное деяние, нельзя продуктивно бороться с преступностью в целом. Практически все школы и концепции на том или ином уровне, в той или иной форме включали в себя проблематику личности преступника. В связи со степенью научных достижений, общественно – исторических обстоятельств, условий общественной практики, давались различные ответы на вопрос, что такое личность преступника, какова ее значимость в совершении преступления, каковы её права и обязанности, как необходимо повлиять на нее с целью недопущения ею повторных преступных деяний. 
     Сложность и многогранность личности фактически определяет невозможность ее полного и всестороннего изучения представителями, какой – либо одной науки. Условием успешного изучения личности преступника является рассмотрение её с общетеоретических позиций, с применением научно – обоснованной методологии.3
     Цель выпускной квалификационной работы: 
     * изучить представления о понятии «личность преступника»;
     * дать характеристику качеств и отличительных черт криминогенной сущности личности преступника;
     * исследовать и дать анализ взаимодействия личности преступника и преступного поведения;
     * сформулировать научно - практические рекомендации по совершенствованию прогнозирования и предупреждения противозаконных действий;
     * изучить применение и разработку уголовно - правовых мер индивидуальной профилактики преступного поведения;
     * исследовать современные теории изучения личности преступника и их перспективу развития и применения концепций.
     Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть существующие подходы к определению содержания понятия личности преступника.
2. Определить понятие личности преступника в криминологии.
3. Рассмотреть структуру, классификации и типологии преступников.
4. Проанализировать искажение направленности личности преступника как криминогенную предпосылку его преступного поведения;
5. Проанализировать личность преступника как носителя причин индивидуального преступного поведения.
6. Описать процесс формирования личности преступника.
7. Изучить классификаций мотивов и мотиваций преступного поведения.
8. Рассмотреть криминологические меры влияния на личность преступника, индивидуализация наказания, индивидуальное прогнозирование и профилактика преступлений.
9.  Изучить и исследовать современные теории изучения личности преступника, их применение.
     Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с совершением преступления и криминологические методы, направленные на предупреждение преступного поведения.
     Предметом данной работы являются такие понятия как - личность преступника, типология личности преступника, функциональные связи в механизме преступного поведения, структура и организация их целостной совокупности, закономерности реализации этой совокупностью своих функций в детерминации преступного поведения, мотивы и мотивации личности преступника, индивидуализация наказания, индивидуальное прогнозирование, индивидуальная профилактика преступлений.
     Для решения поставленных задач, в работе использовались такие методы как - общенаучные методы (исторический, анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и функциональный подходы, и т.д.), частнонаучные методы (статистический, метод опроса) и частноправовые методы (сравнительно - правовой, формально - юридический).
     Структура работы обусловлена ее целью. В выпускную квалификационную работу входят: титульный лист, содержание, введение, пять глав, заключение, список использованной литературы, приложения. 

    Глава 1. Научные подходы к определению содержания понятия личности преступника.
     В такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа.  Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм общественной психологии, приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально - психологических особенностей.4
     Основоположником школы анализа личности преступника является итальянский ученый - Чезаре Ломброзо. Он оставил след в истории, в первую очередь, как автор теории «о биологической предрасположенности ряда людей к совершению преступлений». На протяжении долгого времени, Ч. Ломброзо занимал пост директора психиатрической больницы в г. Пезаро и, по роду занятий, часто общался с преступниками. Основываясь на богатом, в действительности, материале, он стал использовать метод антропологических измерений и был одним из первых в криминологической практике: согласно Ч. Ломброзо, по внешнему виду человека - форме лица, разрезу глаз, форме носа и иным признакам – возможно установить, обладает ли индивид преступными наклонностями либо таковые отсутствуют  (Приложение 1).
     «Он был прирожденным коллекционером и азартно предавался этому занятию, пренебрегая, впрочем, систематизацией накопленного. Куда бы он ни шел, с кем бы ни общался, в каких бы научных дискуссиях ни участвовал, в городах и в деревнях, в тюрьмах и за границей – всюду он собирал и изучал то, чем не интересовались другие, и таким образом накопил немало диковинок, истинная ценность которых была неясна даже ему самому; однако все они в его сознании, так или иначе, связывались с уже проделанными или грядущими изысканиями. Ему присылали черепа, мозги, скелеты, фотографии преступников, безумцев и эпилептиков и образчики их работ, а также графики и смены, наглядно представляющие криминальное развитие Европы»5.
     Правовой подход к проблеме личности преступника формировался в процессе борьбы суждений. Отдельные ученые полагали, что личность преступника - это такая символичность (условность), правовое понятие, которое никак не отображает тех или иных значительных и настоящих отличительных черт лица, осуществившего незаконные действия. 
     Например, С. В. Познышев считал, что «личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые, к тому же, поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт».6
     Профессор И. И. Карпец писал, что нельзя объединить лиц, совершивших разные преступления и поэтому различающихся по своим криминологическим характеристикам, одним общим понятием «личность преступника». Общее у них лишь одно – все они являются нарушителями закона.7 Другие ученые полагали, что преступник как личность отличается от других людей, и это позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного типа человека, воплощающего в себе свойство (или качество), получившее название «общественная опасность личности».8
     Стоит заметить, что достаточно длительное время велись обсуждения, согласно данной проблеме, однако у ученых получилось отстоять правомерность представления о понятии «личность преступника», и ее основное свойство - общественную опасность.
     Сторонники концепции «сущность личности преступника в ее общественной опасности» рассматривали последнюю  как свойство, побудившее человека совершить преступление. Например, профессор М. Г. Миненок писал, что «общественная опасность личности – это такое ее интегративное качественное состояние относительно конкретной социальной роли, функции, которое определяет способность совершить преступление»9. Но другие ученые имели противоположное мнение об этом. Они ссылались на то, что многие исследования не обнаружили у преступников этого свойства. Так, профессор Блувштейн отмечал: «лишь применительно к тем случаям, в отношении которых исследование установит решающую или, по крайней мере, весьма важную роль личностных особенностей, можно обоснованно говорить о личности преступника как таковой»10.
     Складывалось такое представление, что эта дискуссия – следствие отождествления двух понятие: «личность преступника» и «субъективные причины преступного поведения». Эти понятия все-таки различаются. Так, субъективные причины преступления кроются, естественно, в личностных особенностях человека, но личность преступника избирательно проявляется в конкретных преступлениях. Например, если вор-рецидивист, будучи водителем автомобиля, совершает наезд на пешехода, то вряд ли это означает, что транспортное преступление стало следствием его корыстной установки. Равно как факт дорожно-транспортного происшествия не создает реальной возможности совершения таким лицом корыстного преступления. Иначе говоря, социальный статус человека будет определять его личность, а рассогласование этого статуса с реальным социальным положением человека будет характеризовать причины совершенного им правонарушения.11
     Следует отметить, что преступника побуждает к совершению правонарушения его общественная опасность, но характеристика его личности на этом не заканчивается. Общественная опасность, как качество личности преступника, отображает эту характеристику не полностью. Нужно более полно рассматривать его активность в прошлом и будущем, следовательно, асоциальную цель этой активности.
     При определении реальной общественной опасности личности, которая выделяет личность преступника в качестве самостоятельного основания индивидуализации ответственности, нужно руководствоваться такими аспектами: 
     1) объективный аспект (вытекает из характера опасности преступления и преступника);
     2) субъективный аспект (совокупность личностных свойств, которые обуславливают совершение преступления и его повторение).
     Выделяя субъективный аспект общественной опасности личности, необходимо подчеркнуть следующее: общественную опасность личности не могут определить какие - то отдельные ее свойства. Только их совокупность, или, иначе говоря, критическая совокупность, способна репрезентировать общественную опасность личности. Именно совокупность свойств личности, а не отдельное свойство ее личности может быть криминогенной. Поэтому, вряд ли правы те ученые, которые полагают, что одни признаки личности (например, социальное происхождение, материальное и семейное положение, уровень образования, психофизиологические особенности) не обладают криминогенностью, другие же (например, потребности, интересы, мотивы, взгляды, убеждения и установки) - ее имеют.12
     Существует мнение о том, что в действительности множество лиц, которые обладают признаками преступника, преступных деяний не совершают. Авторами неоднократно исследовались вопросы о том, почему одни и те же свойства личности преступника одних проводят к совершению преступления, а других людей не приводят, а также возможно ли то, что какое - либо качество переполняет человека, и в дальнейшем это приводит к совершению преступления. Такое качество получило название «криминогенность». Отсюда, криминогенная личность - экспликация понятия «личность преступника», отображает характеристику субъекта, склонного к совершению правонарушения  и его повторению.
     Теоретически существование такого особого типа личности было обосновано в криминологической литературе в начале 60-х годов прошлого столетия (Б. В. Волженкин, Н. С. Лейкина, А. Б. Сахаров). Эксперименты по распознаванию образа преступника в 80 - е годы XX в. подтвердили существование определенного социального типа личности, которому присущ комплекс содержательных  социально обусловленных характеристик, отличных от характеристик законопослушной личности, типичных для многих из тех, кто совершает преступления, и определяющих вероятность преступного поведения.13
     Исследования, проведенные под руководством профессора Долговой, показали, что тип криминогенной личности отличают следующие компоненты, в их совокупности: формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи), наличие системы аморальных преступников и разного рода правонарушений, которые повторяются и после принятия установленных мер воздействия; отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения, выработка социально-психологических механизмов самозащиты; активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т.п. На основе обширного статистического материала ученые пришли к выводу, что устойчивый комплекс более чем из 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические, проявляется (распознается) у четырех из каждых пяти обследованных преступников.14
     Криминогенность личности следует рассматривать не только как итог ее развития, но еще и как процесс этого формирования. В конечном случае речь идет о так называемой криминализации, т.е. процессе наделения человека криминогенными свойствами и качествами. Этот процесс условно можно назвать генезисом личности преступника и подразделить его на несколько этапов:
     Первый этап, генезиса личности преступника, сопряжен с совершением противообщественных деяний не уголовного характера. У личности, пребывающей на этой стадии, отрицательные качества только создаются, на данном этапе образуется – «предкриминальная личность».
     Второй этап сопряжен с совершением преступления. В поведении личности позитивные качества как бы «сжимаются» и увеличивается значимость отрицательных качеств. На этом этапе заканчивается криминализация лица, результат которой - появление субъективного аспекта общественной опасности личности, а ее реальный показатель – совершенное преступление. Другими словами, на данном этапе появляется «криминальная личность» (личность преступника).
     Третий этап сопряжен с привлечением лица к уголовной ответственности и определяет «посткриминальную личность». С этого момента начинается процесс декриминализации человека. Здесь вероятны два варианта:
     1. При наличии реальных успехов исправления личности, в ней происходят существенные перемены, суть которых состоит в том, что позитивные свойства постепенно «реанимируются» и вытесняют негативные свойства. В результате происходит разрушение субъективного аспекта общественной опасности личности и выход из стадии посткриминальной личности с исчезновением личности преступника. Включение преступника в активное и полезное групповое общение выступает в качестве важного условия его исправления.15
     2. Второй вариант может быть только тогда, когда человек снова совершает противоправные действия (до вынесения обвинительного приговора, в период отбывания наказания или после его окончания). Совершение нового преступления, как правило, умышленного, обозначает, что случилась повторная криминализация лица, и он снова оказывается на втором этапе.
     Временные рамки перечисленных стадий могут быть следующими: предкриминальная личность существует до момента совершения первого преступления; криминальная личность(личность преступника) – в течение всей преступной деятельности; посткриминальная личность – с момента осуждения до момента исправления либо совершения нового преступления.16
     Можно сделать вывод о том, что личность преступника предполагает социально - сформировавшиеся качества, превышающий массу обычного законопослушного гражданина, приводящий к совершению человеком противозаконных действий. То есть личность преступника совершает противоправные деяния благодаря своим личностным качествам и этому набору свойств, который приобретается в ходе жизни.
     Знание этапов генезиса личности преступника, как считают авторы, дает более точную характеристику личности, которая поможет индивидуализировать ответственность за совершенное преступление. 
    Глава 2. Теоретические основы личности преступника в криминологии.
     2.1 Понятие личности преступника, ее структура.
     Тема - «Личность преступника» всегда вызывала интерес. Данный вопрос остается одним из ведущих в отдельных науках уголовного профиля, и в первую очередь в криминологии, а так же юридической и криминальной психологии. Нельзя провести тождество между понятиями - «личность» в психологической науке и таким же понятием в правовой науке, они не всегда совпадают по своему смыслу. В юридических трудах понятие «личность», в основном, употребляется в более узком понимании, здесь разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистики, занимаются юристы. В психологической науке, наоборот, «личность» - человек, понятие общее, это обладающий определенным набором психологических качеств, на которых строятся его поступки и место в обществе.
     Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны, и существенны, в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных. Понятие личности преступника в большей мере условное, поскольку его действия преступными могут считаться только в зависимости от действующего законодательства.17 
     В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, под личностью преступника понимается вменяемое физическое лицо, достигшее (к моменту совершения преступления) определенного, указанного в уголовном законе возраста (ст. 19 УК РФ), то есть о ней следует говорить, когда имеется в виду субъект преступления (лицо, совершившее противоправное деяние), что, как правило, обретает собственное доказательство в приговоре суда, вступившего в законную силу.
     Уголовно - правовая "модель" личности преступника (то есть, указание на принятое преступником решение совершить преступление как на "внутреннюю причину" преступления) имеет определенное распространение и в криминологии. Отчасти это объясняется исторически: криминология возникла в 50 - х годах, как часть науки уголовного права, и наиболее очевидным представлялось описание преступления, содержащееся в уголовном законе, где его "движущими силами" являются предвидение последствий преступного акта, желание (или сознательное допущение) их наступления, то есть, воля и сознание.18
     Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально - демографических, социально - ролевых (функциональных), социально - психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.19 
     Юридическая психология исследует всеобъемлющий аспект черт личности человека, преступившего закон, делая акцент не только на его моральные особенности - характер, повадки,  субъективные представления о мире, познания, навыки, но и на физиологические особенности человеческой личности - его возраст, психическую дееспособность к вменению, некие его функционально - ролевые качества, (к примеру, должностное состояние, особенные повинности по - отношению к потерпевшему и т.д.), а также психологическую характеристику личности преступника во всем не простом сочетании интеллектуальных, эмоционально - волевых и других его качеств. Все эти свойства индивидуальности личности имеют довольно широкое содержание (к примеру, возраст не сводится только к самому факту достижения лицом уголовной ответственности, а рассматривается как особенность, которая связанна со многими социальными функциями (смысл, вложенный в действия) и проявлениями личности).
     В Уголовном законе, с понятием "личность преступника", используются и другие эвфемизмы (выражения): лицо, совершившее преступление; субъект преступления; личность виновного (например, ч. 1 ст. 6, ст. 11, ст. 23 Уголовного кодекса РФ и др.) - они так же содержат в себе признаки и свойства личности преступника, но уже с уточнениями. Здесь делается упор на особенностях поведения самой личности субъекта, которые, в свою очередь, немаловажны для оценки степени вины, в содеянном, помогают разъяснить предпосылки совершенного преступления и существенны ли они, для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное.
     В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:
      * при принятии решений уголовно - правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);
      * в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях;
      * в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;
      * при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т.д.);
      * в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.20 
     Под личностью преступника понимается совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение.21 И тем не менее, выделение преступников из всей массы людей, производится прежде всего на основе юридического критерия, а именно факта совершения лицом преступления. Можно с некоторыми оговорками согласиться с тем, что "определение личности преступника как лица, совершившего преступление, имеет формальный оттенок".22
     Так как основываться только на юридическом критерии в корне неверно, введение социальных критериев дает основание рассматривать любое преступление как рассогласование поведения личности с обществом. Именно такое понимание личности служит базой для обоснования необходимости и возможности предупредительного воздействия на личность, которое связывается с задачами нейтрализации, ослабления, а по возможности даже ликвидации отрицательных качеств за счет опоры на положительные и развитие последних.23
     Несомненно, лица, «идущие по тропе беззакония», обладают заметным числом свойственных им отличий. Отсюда возникает задача: выделить типичные признаки личности преступника. С позиции научно - практического применения, понятие «личность преступника» подразделяется на структурные элементы (подсистемы). Такая систематизация позволяет, более удобным способом, осуществлять различные исследования личности правонарушителей.
     В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки...24 Криминологией разработана категория, получившая название структуры личности преступника. Эта категория обобщает группы признаков личности, определенным образом систематизированные группы. Большинство авторов поддерживает следующую группировку элементов структуры личности преступника, предложенную профессором А. И. Алексеевым.25
     1)Социально - демографические признаки (Приложение 2): 
* пол; 
* возраст; 
* социальное, семейное и должностное положение;
* образование;
* профессиональная принадлежность, 
* уровень материальной обеспеченности; 
* наличие судимости (иных связей с криминальной средой);
* черты, определяющие личность преступника с точки зрения исполнения им конкретных функционально - ролевых обязательств;
* наличие или отсутствие постоянного места жительства и другое.
     Собственно говоря - это обычные данные, которые могут охарактеризовать абсолютно любого человека, а так же население в целом (пожалуй, разве только за исключением судимости у той или иной личности). Но если взять и применять их к отдельным лицам, совершившим преступление, то можно засвидетельствовать наличие определенных отклонений от социальных норм, а также проводить в масштабах страны анализ, определенного региона, в той или иной деятельности общества, тогда он позволит определить наиболее принципиальные направленности в предупредительной работе посреди разных групп, народонаселения, тружеников той или иной сферы народного хозяйства.
     Например, как справедливо отмечает Д. В. Кондрашов, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18 – 24 - летние, 14 – 17 - летние и, наконец, 30 – 45 - летние. Основная масса таких преступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т.е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно - корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий - у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т.д.26
     Наивысшая преступная деятельность, более молодого возраста, объясняется - активностью; незрелостью их личности; не законченным процессом социализации;  низким уровнем культуры отношений и поведения; примитивностью интересов и ценностных ориентаций; отсутствием устойчивых жизненных планов. Их отличает отрицательное (безразличное) отношение к выполнению гражданских обязанностей добросовестно трудиться, заботиться о воспитании детей и т.п. "Преобладающей части преступников присуща та или другая степень отчужденности, оторванности от трудового или учебного коллектива, от неформальных групп, которые объединяют лиц с положительным поведением. Они ориентированы преимущественно на деятельность и одобрение в неформальных группах с негативной направленностью".27
     Все социально - демографические признаки имеют тесную связь с психологическими качествами человека (например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации - с низким уровнем его эмоциональной устойчивости и т.д.) Следует, анализ этих  признаков помогает лучше понять процесс формирования у людей, под влиянием социальных условий, различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений.
     Исследования Ю. М. Антоняна показывают: импульсивность, тенденция поступать по первому побуждению под влиянием эмоций, не способность жить по ситуации, подозрительность, злопамятность, уход в себя, стремление к соблюдению дистанции между собой и окружающим миром наиболее характерны лицам, наносящим тяжкий вред здоровью, и совершающим грабежи, разбойные нападения, убийства и изнасилования. В наименьшей степени эти особенности присущи лицам, виновным в совершении краж, и еще в наименьшей - лицам, совершившим хищение.28
     Кроме того, как утверждает А. Н. Пастушеня, в некоторых случаях личность человека, совершившего противозаконное деяние, может не иметь существенных отличий по криминогенно значимым признакам от личности законопослушных граждан. Например, нельзя не учитывать возможность совершения преступлений в результате неадекватного восприятия и оценки субъектом ситуации, когда он полагает, что его действия правомерны (т.е. добросовестно заблуждается), либо не знает правового запрета или дозволения (при отсутствии возможности получить информацию).29
     2) Уголовно - правовые признаки (присущи только преступникам):
     * вид совершенного преступного деяния; 
     * мотивация;
     * форма вины; 
     * единоличное или групповое преступление и его характер;
     * уголовное прошлое и так далее. 
     В данных признаках отражаются особенности преступности, ее отдельных групп и определенных преступных деяний. В них начали отражаться некоторые новые особенности личности преступника (к примеру, указывают на принадлежность к группировкам, действующим соучастникам противозаконных сообществ и к профессиональным преступникам и так далее).
     3) Нравственные свойства и психологические особенности. (Приложение 3) - охватывает субъективный мир преступников («внутреннее я»). Эта категория свойств зачастую делится на подвиды, а именно:
     * на потребностно - мотивационную сферу (потребности, желания, круг интересов, мотивы); 
     * ценностно - нормативные характеристики сознания (взгляды, убеждения, ценностные ориентации).
     Психологические особенности относятся к - умственной, эмоциональной, волевой сферам и так далее.
     Множество определенных нравственно - психологических признаков, характеризующих преступников, дают возможность обнаружить ряд стандартных для них деградаций. Таким образом, корыстных преступников мотивируют повышенные либо патологические материальная потребность.
     Многолетние наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вменяемости. Удельный вес преступников с психической патологией (психопатией, остаточными явлениями черепно-мозговых травм, олигофренией в степени легкой дебильности, наркоманией и др.) составляет 30%, а если учесть также лиц, страдающих алкоголизмом, – достигает почти 70%. Неразвитость навыков полноценного культурного межличностного общения влечет преувеличение со стороны лиц, совершающих преступление, значение алкоголя. На самом же деле происходит нравственное и физическое разрушение человека, что способствует усилению его социальной и психологической деградации, конфликтности, развивает предрасположенность к попаданию в криминогенные ситуации и решению конфликтов с помощью насилия.30
     У насильственных преступников обнаружена необходимость в общении, самоутвержд.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44